(48745) 2-56-17, 2-56-45
obrvenev@tularegion.org
г.Венев, ул. Володарского, 19

МОУ «Оленьковская СШ»

История села Оленьково

От Воронежского шоссе до села Оленьково не более четырёх километров. Наше село древнее, одно из наиболее древних в Тульской области. Упоминание о нём, как о селе Олелково, встречается в актах 16 века.

Село Оленьково входило в 12-13 веках в состав Московского государства. А, начиная с конца 18 века леса, сады уже в те времена входили в обширные владения графов Бобринских. Село переходило от одного помещика к другому. Одно время им владел генерал Казакевич, затем Саковников, построивший в 1825 году сохранившуюся до сих пор церковь Славного Воскресенья, более известную под именем «Славущей». Церковь была построена в стиле русского классицизма. Хорошие пропорции колонных портиков боковых фасадов и интересный силуэт здания говорит об опытном зодчем, имя которого осталось неизвестным. Церковь существовала до 1920 года. Её закрыли, все иконы и церковные ценности забрали члены правления, остальное было разграблено.

Батюшку арестовали и увезли в неизвестном направлении. Колокольню уничтожили. По рассказам очевидцев разбить её было невозможно, таковы были давнишние постройки. Тогда заложили костёр и подожгли. Одно время церковь служила клубом. В 1938 году здесь выступал хор Пятницкого. Потом она была переоборудована под склад. В 1995 году церковь начали реставрировать. Сейчас она действующая. Соблюдаются обряды: крещение, венчание, отпевание. Был построен подземный ход, соединяющий барский дом с церковью. Он был обнаружен, когда ремонтировали фундамент церкви. Рассказывают, что учительница Исаковская Елизавета Николаевна и её муж были церковными служителями. Но Елизавета Николаевна тщательно скрывала это, так как после революции богослужители преследовались властью.

Вокруг нашего села много деревень и у каждой деревни свой престольный праздник. Так в Оленькове это Славущее Воскресенье, в Гритчино-Порушница, в Белоутово- Покров, в деревне Дробино-Михайлов день, в Сосновке- Никола.

Существует ещё легенда о названии нашего села. Будто бы Оленьково когда-то было проиграно владельцем в карты. А названо оно было в честь его дочери Оленьки. Владельцы поместий практически не бывали в своих владениях, а управляли ими их управляющие. А вот ещё данные. Ещё в 13 веке писцовые книги сообщали о реке Хотежь, протекавшей в центре села. В этих же книгах отмечался деревянный храм во имя Николая Чудотворца.

У с. Оленьково начиналась Оленьковская засека – звено Каширских засек – и « наводились там называемые ворота с укреплениями, защищавшими дорогу из Каширы в Венёв». Это совершенно уникальная оборонительная система — знаменитая засечная черта. Москва начала возводить систему оборонительных сооружений, состоящую из звеньев городищ, островов, сторожевых курганов и засечных линий, которые создавали непроходимую естественную преграду для конницы врагов. Линия засек начиналась от Калужских лесов, тянулась через всю Тульскую землю и заканчивалась в Рязанской. Большое значение в общей системе Тульской засечной черты имела Венёвская засека, распадавшаяся на Картосеневскую, Веркушинскую, Оленьковскую, Карницкую, Щегловскую.

Памятников архитектуры в Оленькове не много. Оштукатуренный по дереву фасад бывшего помещичьего двухэтажного дома скуден и невыразителен. Дом построен в 1860 году. Но до сих пор никто не может ответить на один вопрос, как можно было отапливать такое огромное помещение одной печкой. Она сохранилась до наших дней. Сохранился в одном из кабинетов (ныне контора СПК Оленьково) красивый резной потолок. В достаточном удалении от господского дома находились хозяйственные постройки, построенные из кирпича. До 60 годов стояла огромная конюшня, где выращивались прекрасные скакуны.

Разгромлены погреба, «холодильники», ветряная мельница, харчевня. Но сохранились многие постройки, где сейчас размещаются почта, дом быта, ветлечебница, дом механизатора. Погреба обычно выкапывались в земле и выкладывались пластинами плитняка, потолок был сводчатым. В « холодильник», по строению похожий на погреб, закладывали огромные плиты льда, который заготавливался глубокой зимой на прудах. В нём хранили летом молоко, мясо.

Издревле деревни располагались либо у рек и озёр, либо в местностях, изобиловавших источниками. Деревня Оленьково построена в один ряд, образовав улицу, занятую по обе сторона дворами, что по тем временам такой способ строительства считался долго иноземным, пришлым и не очень-то приветствовался. Избы стояли окнами на улицу, они отличались внутри чистотой, имели трубы, и состояли из двух изб, соединённых рубленными сенями и дверью из них на улицу. Снаружи такая изба украшалась крыльцом. Эта улица до сих пор называется «Свистовкой» потому, что приезжие люди как бы отделились «усвистали» от общей массы построек.

Очень старые деревни ставились в древние времена чаще всего в лощинах, подальше от глаз степных кочевников и грабителей. Постепенно стали вылезать из оврагов. Почти повсеместно крестьяне имели обыкновение высаживать возле своих дворов ветлы, что создавало деревням и сёлам достаточно привлекательный и уютный вид.

Протекающая через село небольшая, преграждённая несколькими плотинами, речка Хотежь создала цепочку исключительно живописных прудов. На восточном берегу главного пруда один из помещиков заложил модный в конце 18 века и начале 19 « английский сад» то есть ландшафтный парк, сохранивший до наших дней редкостную красоту. Селяне называют это место «ангельским садом». Здесь до сих пор сохранились кедры, дубы, которым уже более 200 лет.

Старые люди вспоминают, что вдоль дороги у церкви росли розы. Недалеко от этих прудов находится Болдяевский колодец. Здесь жил до революции зажиточный крестьянин Болдяй. Колодец родниковый и действует до сей поры. На Крещение батюшка освящает воду. Известно, что совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое – в день Крещения на ближайшей реке или озере. Этот древний обряд возродился. Люди в этот день спешат набрать святой воды из этого колодца. Уверяли,что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили её домой, и сохраняли: считалось, что вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.

В Оленькове есть много семей по фамилии Ольховские. По легенде считалось, что фамилия образовалась от названия д. Ольховка. Барин Соковнин купил этих людей, привёз их в Оленьково и дал всем фамилию Ольховские.

Есть в Оленьково и другие названия. Например: Сашина поляна- в честь лесника Сашина. «Иванова молодель». «Откуда грибы несёшь?» «Из Ивановой молодели». Это лес, где жил в сторожке Иван. «Лес дураков» — по фамилии барина Дуракова. «Гнилой угол» — с этого угла всегда заходила гроза, шел дождь. «Змеиный овраг» — здесь водятся змеи.

На одном из прудов есть земляной островок. По преданию этот холм соорудили крепостные для захоронения любимой собаки барина. До сих пор на островке сохранился огромный камень с надписью, но прочитать её невозможно.

В Оленькове проживает один человек дворянского происхождения. Это Игорь Михайлович Николаев. Отец его был известнейшим на всю округу врачом. К нему шли люди за много километров, и не было таких больных, которым бы он не помог. Дед Игоря Михайловича женился на простой крестьянке, то в то время было не эстетично.

Теперь рассказ пойдёт о д. Гремячее. Таких деревень вокруг Оленькова было множество, очень похожие друг на друга своими строениями и бытом.

Деревня Гремячее. Название связано с гремучим ручьём. Как уже говорилось, если деревни стояли вдали от воды, например, у дорого или большаков, то такое её место положение было связано с получением достаточно больших прибылей от постоятельцев – путешественников, мелкой торговли, ремёсел. В этом случае двор или несколько дворов имели выкопанные колодцы. Избы и дворы в этой деревне ставились, где попало, в ужасной тесноте и скученности, что приводило к пожарам. Так деревня Гремячее была сожжена дотла и вновь построена. Гремячее это барское поместье. Судя по тому, что были богатые хозяйственные постройки, барин имел богатое подворье. Он держал коров, овец, свиней, кур, гусей, уток. Для них строились конюшня, овчарня, закуты для свиней, курятники. Ставился навес для телег, саней, земледельческих орудий. Все постройки строились из плитняка на глине. У самих крестьян, конечно, такого количества скота не было. Своим трудом приходилось расплачиваться за лошадь, которую брали у барина, чтобы вспахать свои маленькие наделы, посеять.

Крестьянские избы чаще всего строились квадратные по форме. Лес шел сосновый, еловый, кто побогаче – употребляли дубовый, но чаще всего берёзовый, а по бедности – осиновый. Крыша была соломенной. Ставили печи, которые топились только хворостом. Из мебели в избе были стол и широкие лавки, на которых сидели и спали. Передний угол избы назывался «святым». В нём укреплялась полка, на которую ставили иконы. В этот угол ставили и стол, за которым обедали и ужинали. Пища состояла из немногих блюд, но делалась она из здоровых продуктов, чисто и вкусно приготовленных. Каждая семья пекла для себя хлеб, варила квас или как раньше называли кулагу. В воскресенье и праздничные дни пекли пироги, к поминовению усопших и на масленицу — блины. Бедняки ели мурцовку. Домашняя посуда и утварь состояла из горшков, мисок, деревянных ложек, махоток.

Одежда была небогатой: льняные рубахи, юбки, плюшевые жакеты, на ноги плели лапти, зимой ходили в валенках.

Водили овец. Из шкур шили шубы, тулупы. На ткацких станках ткали холсты, дорожки.

Все праздники отмечали всей деревней. На улицы выставляли столы, приносили из еды, кто что мог. Пели, плясали. На свадьбах пели величальные песни, обязательно наряжали лошадей.

Семья Полянских, с чьих слов было записано, жила не бедно. Делали ручные сортировки, молотилки, веялки. Была своя кузня.

Любовь Васильевна Полянская рассказывала о том, как после тяжёлой работы молодёжь собиралась вместе, начинали водить хороводы, играли в горелки, лапту, позже появился волейбол. В каждой деревне непременно был свой гармонист, без которого не обходилось ни одно веселье.

В одном километре от Оленькова находится небольшая деревушка Руднецово. Недалеко ещё одна вымершая деревня Аносово. Таких деревень – четыре. Население этих деревень покинуло родные места и уехало в город. Сейчас от этих деревушек остались одни названия: Аносово, Машоново, Дворики, Притыкино.

В период Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточённые бои. В ноябре 1941 года после безуспешных лобовых атак немцы предприняли план глубокого окружения Тулы – на Узловую, Сталиногорск, Венёв, Каширу. Фашистские захватчики двенадцать дней хозяйничали в селе Оленьково. В первых числах декабря началось контрнаступление наших войск. 7 декабря враг был разбит. Следы жестоких боёв можно обнаружить и в настоящее время. Недалеко от деревни Редькино есть огромная воронка от бомбы. Деревни Белоутово, Борисово были сожжены дотла. В деревне Гритчино было стихийное захоронение. В 60 годах останки были перезахоронены в братскую могилу в п. Мордвес.

На Оленьковском кладбище есть могила Анатолия Маркина. 26 ноября 1941 года, выполняя приказ командования о разведке противника, Маркин с группой солдат попал в засаду фашистов, открывших внезапный огонь. Стараясь избежать потерь наших солдат, Маркин, как старши группы, приказал скрытно отойти, а огонь противника принял на себя. Тяжело раненый был схвачен фашистами и, после отказа говорить, был зверски замучен. Фашисты кололи его штыками, отрубили руки и ноги, голову. Труп его был найден весной 1942 года в поле недалеко от села и опознан матерью по жетону, найденному в карманах его брюк. Похоронен он на кладбище своего родного села Оленьково.

Интерес представляет и растительность нашего края. Встречаются редкие растения: ветреница, кошачьи лапки. Интересны и небольшие речушки, например, Знаменка, которая впадает в реку Хотежь. На берегу этой речки находится курган – могильник. Вот бы сделать раскопки! В пойме реки Апрань есть святой родник. Он окружен могучими деревьями, на ветках которых висят ленточки, платочки, тряпочки, распашонки. Шли и идут сюда люди за святой водичкой, бросают монеты от сглаза.

Колодец «Гремучий». По преданию он появился во время грозы. В это место ударила молния, и из земли ударил родник с грохотом и звоном. Поэтому и назвали его этот родник «Гремучим».

Как и все реки Тульской области, Хотежь, вследствие пересечения рельефа, отличается большой извилистостью и четыре раза меняет своё направление. Река протекает по живописнейшим лугам.

А вот и Дворики. Это место можно назвать маленькой Швейцарией. Картины вечно прекрасной русской природы оживают при посещении этих мест. В небольших завалах речки можно увидеть бобровые плотины, в заводях – следы водных дорог ондатр. Можно встретить редких птиц, таких, как полярных сов, куропаток, удодов. Дворики тоже вымершая деревня. А вот возле деревни Притыкино есть насыпной курган. Что это за курган? Надо разузнать.